Бензин или дизель? Такой вопрос задает себе множество покупателей автомобилей. Дать конкретный ответ на поставленный вопрос – совсем не так просто. Прежде необходимо рассмотреть некоторые характеристики обоих типов двигателей, которые дадут возможность принять правильное решение при выборе автомобиля. Дизельный двигатель Однозначным плюсом дизельного двигателя, применяемого на машине типа КРАЗ, считается его экономичность, связанная с меньшим расходом топлива. Объясняется это, во-первых, более высоким КПД за счет увеличения степени сжатия до 20-22 единиц по сравнению с 9-10 у бензинового двигателя. Во-вторых, значительному уменьшению расхода топлива помогает качественное регулирование рабочей смеси. Это означает, что количество воздуха, подаваемое в цилиндры, не зависит ни от оборотов коленвала, ни от нагрузки – это количество всегда постоянно. А вот количество впрыскиваемого топлива прямо зависит от нагрузки: с увеличением нагрузки растет расход топлива. Тем не менее, в любом случае, даже при максимальной нагрузке, объем подаваемого топлива в 1.5 .. 1.7 раза меньше, нежели у бензинового двигателя с аналогичным рабочим объемом. Оба эти фактора гарантируют высокую эффективность сжигания топлива в дизельных двигателях. Первый фактор – постоянная степень сжатия, вследствие чего температура и давление в конце такта сжатия не зависят от нагрузки, а второй – более бедная рабочая смесь по сравнению с бензиновым двигателем. Всем известно, что мощность и расход топлива главным образом зависят от сопротивления воздухоочистителя, влияющего на количество воздуха в цилиндрах, угла впрыска, качественного распыления форсунками топлива, характера подачи его насосом и начальным давлением впрыска. И здесь выявляется еще один положительный фактор дизеля – его более высокая устойчивость отрегулированных параметров системы подачи топлива по сравнению с бензиновым двигателем. Из вышесказанного становится ясно, почему требуется регулярно следить за качеством очистки воздуха и топлива, за тем, чтобы не было перегрева двигателя, что сразу же скажется на работе форсунок и поршневой системы. Хорошим положительным моментом дизельного отора является его большая долговечность по отношению к бензиновому. Это можно объяснить дизельным топливом, являющимся в какой-то степени смазочным материалом, а также жестко отлитым поршневой группой, коленвалом, блоком цилиндров, головкой блока цилиндров. Есть у дизельного мотора и недостатки, к которым можно отнести: большая масса, меньшая литровая мощность, больший шум, вызываемый высоким давлением сгорания и трудность запуска при отрицательных температурах окружающего воздуха. После пробега в 100 тыс. км запуск бывает особенно трудным. Дополнительно, износ плунжерной пары топливного насоса вызывает нарушение герметичности установки иглы форсунки. Это приводит к некачественному распылению топлива при пуске, когда обороты еще небольшие. При износе цилиндро-поршневой группы, когда обороты небольшие, происходит значительный прорыв сжимаемого воздуха в картер двигателя, что не дает возможности достичь необходимого давления и температуры для воспламенения рабочей смеси. Однако используются элементарные устройства, позволяющие быстро пускать мотор даже при низких минусовых температурах воздуха. Например, одно из таких устройств – это теплообменное устройство, которое на зимнее время устанавливают во впускной коллектор. Опыт эксплуатации показывает, что изменения в цилиндро-поршневой группе и топливной системе не повышают расход горючего и не понижают мощности двигателя. Главной причиной капремонта становится увеличенный расход масла. Определяется такой расход по образованию голубого дыма от сгорания масла и необходимости более часто его доливать. Бензиновый мотор У бензиновых моторов, применяемых в основном на легковых авто вроде Москвич, более высокая частота вращения коленчатого вала, больший рабочий объем, а вибрация и шумность более низкие. Горючая смесь регулируется количественно. Все это дает невысокую степень сжатия на средней мощности – основном режиме работы легковых автомобилей. Это приводит к невысокой эффективности сгорания, а, значит, неэффективному расширению, что в итоге ведет к повышенному расходу топлива. Двигатели в сравнении Многочисленные испытания автомашин с бензиновым и дизельным мотором эквивалентной мощности дали следующие результаты. Если на номинальных мощностях КПД бензинового мотора на 20% ниже дизеля, то на некоторых режимах эта разница достигает 40% и более. То есть, расход горючего на 100 км уменьшается от 25% в условиях городского движения до 50% – на автобанах. В последнее время для уменьшения токсичности проведено множество усовершенствований бензиновых моторов. Существенно понизился показатель токсичности из-за введения управляемого прямого впрыска поршневым процессором. Тем не менее, ведущие эксперты отмечают, что в предъявляемых на настоящий день повышенных требованиях к защите окружающей среды, а также к расходу горючего дизельные двигатели по-прежнему остаются более перспективными.
Источник: http://ucoz |